Фото - Андрей Бок, "Медиазона". https://zona.media
Процесс: о “фейках” и “мнениях” про разбомбленный мариупольский драмтеатр

Процесс: о “фейках” и “мнениях” про разбомбленный мариупольский драмтеатр

24 апреля 2022 года, всего через два месяца после начала войны России против Украины, в Петербурге задержали* барнаульскую журналистку издания RusNews Марию Пономаренко. Ей вменили нарушение одной из самых популярных статей Уголовного кодекса по антивоенным делам за последнее время (по данным ОВД-Инфо*) – распространение “фейков о российской армии”. 

Марию задержали на 48 часов в Санкт-Петербурге во время командировки, а в ее квартире в Барнауле прошли обыски. А через два месяца ее этапировали в Барнаул. 15 февраля 2023 года Марию Пономаренко приговорили к шести годам колонии и на пять лет запретили заниматься журналистской деятельностью. Срок Мария отбывает до сих пор. 

Эту историю мы рассмотрим с трех сторон: За, Против, На самом деле.

Против

Силовики посчитали, что Мария разместила в телеграмм-канале “Цензуры нет” пост о бомбардировке 16 марта 2022 года вооруженными силами РФ драмтеатра в Мариуполе, в результате чего погибло, по данным администрации города, около 300 человек. Такое количество жертв обусловлено тем, что театр, по информации городской администрации, выполнял функции убежища для мирных жителей города. Однако российские военные утверждали, что это была провокация боевиков батальона “Азов”. Позже Минобороны РФ и вовсе официально опровергло факт нанесения удара российскими военными, вследствие чего любая иная информация, не соответствующая позиции ведомства, автоматически признавалась “фейком”. 

Издание “Бумага” предполагает*, что Мария Пономаренко сделала пост не в “Цензуры нет”, который уже удален, а в другом канале, “Наши дни”, аудитория которого насчитывает 1649 человек (а сам канал можно найти по ссылке https://t.me/cenzyrinet). Правда, упомянутого поста сегодня нет и в этом канале. Как утверждает та же “Бумага”, изучившая данные веб-архива, публикации про Мариуполь в этот день всё же были*. В них говорилось, что «мариупольские дети, женщины, мужчины, старики» не сделали ничего плохого россиянам, а также утверждалось, что около Мариупольского драмтеатра «были надписи „дети“». Кроме того, авторы использовали тег #рукипрочьотУкраины.  

В одном из постов канала “Наши дни” утверждается, что этот канал принадлежит журналистке Марии Пономаренко, ссылка на него размещена в шапке профиля Инстраграм** журналистки. Однако количество подписчиков канала на сегодняшний день насчитывает чуть более 700 человек, а не 1,6 тысяч, как утверждало следствие.  

В то время, пока журналистка находилась в СИЗО в Петербурге, силовики заявили о том, что допросили ее несовершеннолетнюю дочь Екатерину. Разумеется, без согласия матери. Тем не менее, адвокат Марии, Сергей Подольский заявил, что никаких свидетельств допроса ребенка следователь не представил: “Это было заявление следователя одностороннее без представления документов о том, что кто-то допросил дочь Марии, и она якобы дала частично показания на свою мать. <…> хотелось бы, конечно, знать, как легализовался этот допрос, присутствовал ли педагог, присутствовал ли адвокат. Законные представители [родители] явно не присутствовали, потому что их не было в городе, ни отца, ни матери в тот момент…”, – рассказал* журналистам BBC Сергей Подольский.

16 сентября 2022 года стало известно, что Пономаренко, находясь в СИЗО Барнаула, вскрыла себе вены, поскольку страдала клаустрофобией и находилась в камере с заклеенными окнами. Ранее, в июле того же года, Мария проходила обследование в психиатрической клинике, и тогда отклонений в поведении 44-летней женщины выявлено не было. По мнению самой журналистки условия ее содержания были пыточными, и единственный человек, опасность для которого она сейчас представляет – это она сама. Коллеги из RusNews отмечали, что из-за депрессии Мария обращалась в СИЗО к врачу и психологу, но помощь ей не оказали.

После этого инцидента адвокат журналистки Дмитрий Шитов попросил перевести Пономаренко под домашний арест, и 14 ноября Ленинский районный суд Барнаула согласился с этой просьбой. Отбывать домашний арест Марии предстояло в квартире с бывшим мужем, его родителями и дочерьми. Отношения с экс-супругом у Марии были натянутые, и уже 27 января 2023 года Марию вернули обратно в СИЗО после ссоры с ним. Согласно публикации BBC*, бывший муж Марии поддерживает войну России в Украине, в отличие от журналистки.

15 февраля 2023 года Ленинский районный суд Барнаула приговорил* Марию  Пономаренко к шести годам лишения свободы с запретом заниматься журналистикой в течение пяти лет. По словам адвоката Дмитрия Шитова, гособвинение запрашивало* для журналистки девять лет колонии общего режима.

За

На предпоследнем заседании суда Мария Пономаренко находилась в зале с прикрепленной к костюму желтой шестиконечной звездой Давида на голубом фоне с надписями “оппозиционерка, патриотка, пацифистка”. Как известно, желтая шестиконечная звезда в нацистской Германии служила прямым инструментов сегрегации и угнетения еврейского народа. 

В своем последнем слове Мария сказала, что она лишь выражала свою точку зрения, ссылаясь на Конституцию, не считает себя преступницей и не рассчитывает на снисхождение суда.

Я имею право говорить слово “война”, потому что меня судят по законам военной цензуры… Всё, что я делала, это выражала свою точку зрения, то есть, пользовалась своим конституционным правом. Да, я считаю Конституцию превыше всего. Если Конституция дает мне право на самовыражение, соответственно, я имею право говорить, имею право выражать свою позицию в отношении действующих властей”.

Пост, в публикации которого обвиняют Пономаренко, удален из телеграм-канала. Но, как пишет «Бумага»*, по сохранившимся в веб-архиве данным, самым главным в посте Марии Пономаренко была именно ее позиция – мнение о том, что «мариупольские дети, женщины, мужчины, старики» не сделали ничего плохого россиянам, а также утверждалось, что около Мариупольского драмтеатра «были надписи „дети“». Также в посте стоял тег #рукипрочьотУкраины.” 

“Если я вижу, что пенсии маленькие, что стариков обворовывают, я буду критиковать власти, –  говорила в своем последнем слове Мария. – Если я вижу, что очереди на жилье в Алтайском крае не сокращаются, я буду критиковать местные власти. Если я посчитала тогда информацию, изложенную в ряде телеграм-каналов, достоверной, я ее опубликовала. Это мое мнение, на которое право дала мне Конституция. Попрание Конституции современными судами я считаю высшим преступлением без срока давности”, – приводят коллеги из RusNews слова Марии.

На самом деле

Факт нанесения удара по театру в Мариуполе, который стал убежищем для мирных жителей, установлен давно. Об этом свидетельствуют, например расследование и 72-страничный доклад Amnesty International, опирающийся на свидетельства очевидцев, съемки с места и спутников. Также в открытом доступе находится большое расследование Associated Press, которое, опираясь также на свидетельства и собственные источники, приходит к тем же выводам – бомбардировку произвели Вооруженные силы РФ. 

В пику этим большим и хорошо документированным расследованиям было сделано бездоказательное заявление Минобороны в собственном телеграм-канале, где говорится о том, что сотни убитых во время бомбардировки мирных жителей Мариуполя – “диверсия бойцов “Азова”. Никаких фактов в подтверждение своего заявления ведомство не приводит, упоминая неназванных “беженцев”. По всем канонам качественной журналистики именно такое утверждение – без верифицированных фактов – и является недостоверной информацией. Или – претендующим на истину “мнением”, своей стилистикой напоминающим чеховское “Письмо к ученому соседу”: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда».

Тем не менее, в распространении “фейков об армии” (то есть, недостоверной информации) обвиняют 44-летнюю журналистку Марию Пономаренко. Кроме того, по мнению адвоката Шитова, в деле отсутствует состав преступления: в публикации Марии Пономаренко не может быть “заведомо ложной информации”: «Она опубликовала пост про обстрел драмтеатра раньше, чем Минобороны России — свое официальное заявление. Она не могла знать, фейк это или нет. Соответственно, не было умысла опубликовать ложь», — объясняет адвокат и добавляет, что, к тому же, обвинение в принципе не доказало, что пост опубликовала именно Мария.

Сама же Мария уверена, что силовики обратили внимание на нее не только из-за поста, который видели чуть менее 300 человек*, но из-за ее активистской деятельности. Журналистка неоднократно выходила на пикеты и митинги*, а также критиковала как местную, так и  федеральную власть*. В 2020 и 2021 году Пономаренко штрафовали из-за публикаций в соцсетях: об акции в поддержку* экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, о визите в суд* в маске с надписью «Путина в отставку», из-за тик-ток ролика* «Путина в отставку! Хабаровск, я с вами» и сторис* в Инстаграме** об акции в поддержку Алексея Навального. В отношении Пономаренко также проводили* доследственную проверку по «дадинской» статье УК о неоднократных нарушениях на митингах (ст. 212.1 УК).

Эта гражданская активность Марии Пономаренко была по-разному оценена в Европе и России. В ноябре 2023 года Европейский суд по правам человека присудил компенсации* 107 россиянам за незаконные задержания на акциях протеста. Среди них была и Мария Пономаренко. А в России ее деятельность была признана “мыслепреступлением”.

В том же ноябре 2023 года президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия продолжает чётко следовать всем своим обязательствам в области прав человека. При этом он подчеркнул, что российская сторона вынуждена была отказаться от членства в международных институтах в сфере прав человека из-за их ангажированности. Однако, по его словам, Россия продолжает чётко выполнять обязательства в области прав человека. А генпрокурор РФ Игорь Краснов, комментируя выход  России из Совета Европы (15 марта 2022 года), утверждал, что это не отразилось на правах человека в стране — ибо Конституцией РФ установлены более широкие гарантии прав и свобод человека и гражданина по сравнению с положениями Европейской конвенции.

Как тут не вспомнить о “самой демократической” в мире сталинской конституции 1936 года, которая гарантировала свободу слова, печати, собраний, уличных шествий и демонстраций ‒ но только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя».

Независимый правозащитный проект “Поддержка политзаключенных. Мемориал”* признал признал Марию Пономаренко политзаключенной.

16 февраля 2023 года Европарламент выпустил резолюцию, в которой осудил жестокое обращение с политзаключенными в России, среди многих имен в этой резолюции присутствует и Мария Пономаренко, которая продолжает оставаться в тюрьме. 

*- признаны иностранными агентами” на территории РФ.

**- Meta признана “экстремистской организацией” на территории РФ.

Столкнулись с обвинением на основе высказывания личных убеждений?

Нажимая на кнопку вы соглашаетесь отправить информацию в редакцию проекта «На самом деле»