MEdiazona
«О выборах либо хорошо, либо ничего». История Григория Мельконьянца, осужденного на 5 лет колонии за наблюдение на выборах

«О выборах либо хорошо, либо ничего». История Григория Мельконьянца, осужденного на 5 лет колонии за наблюдение на выборах

В августе 2023 года в 8 регионах России прошла очередная серия обысков у участников «Голоса» – общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей. Один из сопредседателей организации – Григорий Мельконьянц – был задержан в качестве обвиняемого по делу о так называемой «нежелательной» организации. 14 мая 2025 года, после более чем полутора лет судебного разбирательства, Мельконьянца приговорили к 5 годам колонии.

Григорию Мельконьянцу вменили предполагаемое сотрудничество с Европейской сетью организаций по наблюдению за выборами (ENEMO) – организацией, которую в 2021 году Генпрокуратура РФ признал «нежелательной».

Попробуем рассмотреть эту историю с трех сторон: За, Против и На самом деле. Но сначала – небольшая преамбула.

История преследований движения «Голос» началась давно. Созданная в 2003 году (тогда движение называлось Ассоциация некоммерческих организаций в защиту прав избирателей «Голос»), организация успешно работала над выявлением нарушений в процедуре выборов различных уровней. Настолько успешно, что спустя 10 лет продуктивной деятельности, в 2013 году, «Голос» был признан иноагентом – почти сразу после принятия соответствующего закона, который в те года касался только некоммерческих организаций. После этого участники «Голоса» ликвидировали НКО и продолжили деятельность уже как общественное движение, то есть без образования юридического лица.

Спустя годы закон об иноагентах существенно ужесточился, что позволило Минюсту открыть реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции «иностранного агента». Движение «Голос» стало первым в этом реестре. В том же 2021 году 20 человек, имеющих то или иное отношение к «Голосу», были внесены в реестр СМИ — «иностранных агентов».

Издание SOTAvision в августе 2023 года опубликовало довольно подробную хронологию преследований «Голоса» и его участников. Показательным же для нашей истории является эпизод с обыском у членов совета и координаторов «Голоса» в 2022 году (в т.ч. и у Григория Мельконьянца) по делу активиста движения из Ивановской области Михаила Гусева. Гусеву было предъявлено обвинение в «дискредитации ВС РФ», а суд тогда указал, среди прочего, что «Голос» является в России «нежелательной» структурой. Движение «Голос» не состоит в реестре «нежелательных» организаций, однако похоже, что именно тогда впервые прозвучало утверждение, которое в мае 2025 года легло в основу приговора Григорию Мельконьянцу.

Против

Волна обысков у сотрудников «Голоса» в августе 2023 года предположительно была связана с Европейской сетью организаций по наблюдению за выборами (ENEMO). В 2021 году ENEMO признали «нежелательной» в России, что фактически означает не только запрет любой деятельности организации на территории РФ, но и чревато уголовным преследованием любым другим организациям и физлицам, уличенным в сотрудничестве с «нежелательными».

Григорий Мельконьянц был задержан после обыска 17 августа 2023 года. Еще во время обыска стало известно, что против Мельконьянца возбуждено уголовное дело об организации работы нежелательной в России НПО. Во время судебного заседании по мере пресечения 15 сентября адвокат Михаил Бирюков отметил, что в материалах уголовного дела содержится 250 страниц якобы исследования сайта «Голоса», хотя на деле это лишь скриншоты с сайта ENEMO. Аргумент защитника, равно как и публичное заявление «Голоса» об отказе от сотрудничества с ENEMO, было проигнорировано. Григория Мельконьянца оставили под стражей, и до суда на свободу он уже не вышел.

Возможно, поставлена задача, чтобы «Голос» поскорее замолчал, поэтому все развивается так стремительно.<…> Этим делом наверняка стремятся запугать многих независимых наблюдателей, чтобы они отказались наблюдать либо помалкивали, что видят на выборах, по принципу «О выборах либо хорошо, либо ничего». Такие времена, такая страна, – приводит издание SOTAvision обращение Григория Мельконьянца после своего задержания.

За

В 2021 году, когда российское государство признало ENEMO нежелательной организацией, движение «Голос» сделало публичное заявление об отказе от сотрудничества с ENEMO:

27 сентября Генеральная прокуратура признала нежелательной на территории России Европейскую сеть организаций по наблюдению за выборами (ENEMO), участником которой был «Голос». При этом ENEMO никогда не наблюдала и не оценивала выборы в России, однако ее деятельность теперь якобы представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности нашей страны. «Голос» вынужден был направить заявление в ENEMO о выходе из членов/участников организации.

Несмотря на это заявление, следствие посчитало движение «Голос» не только участником, но структурным подразделение ENEMO, а Григория Мельконьянца – организатором на территории РФ деятельности нежелательной организации. Продолжение деятельности движения «Голос» после объявления ENEMO нежелательной организацией суд расценил как прямое его участие в деятельности ENEMO.

Один из эпизодов, который вменяется в вину Мельконьянцу — выступление на круглом столе ЦИК России по вопросам проведения электронного голосования на выборах 11 сентября 2022 года. Прокуратура считает, что раз Мельконьянц не направил запрос о ликвидации движения «Голос», то он тем самым «полностью реализовал свой преступный умысел», – рассказывают корреспонденты SOTAvision в репортаже о ходе судебного заседания.

Адвокаты требовали вызвать в суд для допроса председателя ЦИК Эллу Памфилову. Памфилова по судебной повестке в суд не явилась.

На самом деле

В 2000 году Ассоциация «Голос» стала учредителем ENEMO — Европейской сети организаций по наблюдению за выборами. После объявления Ассоциации иностранным агентом в 2013 году ее деятельность фактически была прекращена. Движение «Голос», которое объединило активистов из разных регионов России после прекращения деятельности Ассоциации, образовалось и существовало совершенно самостоятельно.

Но у наблюдательского сообщества, выросшего за это время в разных регионах, естественно сохранялась и ширилась потребность к взаимодействию. Поэтому в 2013 году активные граждане из разных регионов России, в том числе Григорий Мельконьянц, объединились в движение «Голос» — без образования юридического лица. Это было совершенно иное объединение — с другими учредителями, другой структурой и другими принципами деятельности. У этого объединения не было сотрудников и даже банковского счета. Все это время Ассоциация «Голос» как была, так и оставалась самостоятельным юридическим лицом, которое было исключено из государственного реестра юридических лиц лишь 4 марта 2020 года, как не ведущее деятельности. И лишь спустя год — в 2021 году — ENEMO было признано российскими властями «нежелательной организацией на территории России». При этом движение «Голос» в ENEMO никогда не вступало, да и не могло, поскольку у него не было статуса юридического лица, – поясняют участники движения на своем сайте.

Прокурор Екатерина Фролова просила назначить Мельконьянцу 6 лет заключения – максимального наказания по вменяемому «преступлению». Басманный суд Москвы, где рассматривалось дело, приговорил подсудимого к 5 годам колонии общего режима. С учетом времени содержания в СИЗО Мельконьянцу предстоит провести в заключении чуть более двух лет. Свою вину Григорий Мельконьянц не признал.

Как юрист, я не понимаю, почему я здесь и почему прохожу обвиняемым по этому делу. И главное, я не понимаю, почему именно мне приходится доказывать свою невиновность, а не следствию доказывать то, что я виновен, как этого требует статья 49 Конституции России. В этом деле отсутствует само событие преступления. Однако я вынужден заниматься доказыванием отрицательного факта: что движение «Голос» не является структурным подразделением международной организации ЕNЕМО, деятельность которой признана нежелательной в России; и доказывать, что я не занимался организацией деятельности ЕNЕМО путем выступления на круглом столе в Центризбиркоме. <…> Получается, что все обвинение строится на голословной и недостоверной информации оперативных сотрудников, не обладающей доказательной силой, и на последующей фабрикации выводов, искажающих содержание документов, приложенных к делу, – заявил в своем последнем слове Мельконьянц.

А теперь вернемся к тому, с чего мы начинали эту публикацию. Методичное давление российских властей на наблюдателей за выборами имеет, с точки зрения этих самых властей, серьезные основания: не секрет, что данные по нарушениям на выборах от ЦИК РФ и движения «Голос» существенно отличаются. В качестве примера можно привести сравнительную статистику по нарушениям практически любых выборов в России. Однако для наглядности возьмем конкретные выборы, – а именно, выборы в Государственную Думу 2021 года.

Тогда движение «Голос» зафиксировало 5 456 сообщений о предполагаемых нарушениях. Среди таковых отмечались массовые вбросы бюллетеней, которые были подтверждены различными методами, в том числе путем анализа видеозаписей с избирательных участков.

Мы разными способами пытались оценить масштаб вбросов в прошлом году. Статистические методы, которым мы доверяем, потому что они совпадают с нашими наблюдениями, дают оценку примерно в 12 млн «лишних» голосов, но они ловят только один тип фальсификаций, – прокомментировал ситуацию сопредседатель «Голоса» Станислав Андрейчук.

По информации наблюдателей движения «Голос», случаи вброса бюллетеней были зафиксированы в шести регионах России: Барнауле, Краснодарском крае, а также в Рязанской, Тюменской, Тверской и Саратовской областях. Кроме того, «карусели» — организованные повторные голосования — были замечены в Барнауле, а также в Московской, Самарской и Саратовской областях. В последней полиция задержала два автобуса с людьми, которых подвозили к участкам для голосования.

Кроме того, среди нарушений фиксировались недопуск наблюдателей, запрет фото- и видеосъемки, а в Москве и ряде других регионов, где использовалась система дистанционного электронного голосования, были зафиксированы аномальные результаты — после подсчёта электронных голосов показатели резко изменились в пользу «Единой России». Эти изменения вызвали сомнения в достоверности итогов голосования. Поступали сообщения о том, что работников государственных организаций заставляли участвовать в голосовании. Эти действия могут указывать на применение административного ресурса.

ЦИК подтвердил всего 12 случаев вброса бюллетеней – в Адыгее, Калмыкии, Северной Осетии, Брянской, Ивановской, Кемеровской, Московской и Саратовской областях. Недействительными были признаны всего 25 830 бюллетеней. Отменили итоги выборов на трех участках в Крыму, Калмыкии и Санкт-Петербурге.

Из всей же массы обращений о нарушениях ЦИК признал только 9%, а остальные были названы либо недостоверными, либо не относящимися к нарушениям избирательного законодательства. 70% непризнанных сообщений о нарушениях Элла Памфилова вообще назвала «ложью» и «мусором».

Последствия будут, мы не собираемся глотать все то, что тиражируется в адрес выборов, когда один запускает утку, другой подхватывает, кто-то жарит, кто-то маринует, кто-то парит, и эта утка бесконечная летает из одних СМИ в другие, превращается в стаю уток, – приводит реакцию Памфиловой ТАСС.

Как мы теперь знаем, последствия наступили незамедлительно, о чем говорит история преследования участников движения «Голос» и конкретно Григория Мельконьянца.

P.S. Задолго до вынесения приговора, в ноябре 2024 года правозащитная организация Amnesty International признала Григория Мельконьянца «узником совести». 19 мая 2025 года уже сама Amnesty International была признана Генпрокуратурой РФ «нежелательной организацией».

Столкнулись с обвинением на основе высказывания личных убеждений?

Нажимая на кнопку вы соглашаетесь отправить информацию в редакцию проекта «На самом деле»